Стратегический план развития
ЧУ «Актюбинский колледж Нефти и Газа»
на 2018-2022 годы
Содержание
1. Миссия и видение ЧУ «Актюбинский колледж Нефти и Газа»
2. Анализ текущего состояния и проблемы развития
3. Стратегические направления, цели, задачи и показатели деятельности
4. Соответствие стратегических направлений и целей колледжа стратегическим целям региона
5. Возможные риски
6. Использованная литература
«Объявленный мной сегодня новый политический и экономический курс нацелен на то, чтобы дать вам лучшее образование, а значит еще более достойное будущее».
Н.А.Назарбаев
Из Послания Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана “Новый политический курс состоявшегося государства – Стратегия -2050»
Миссия:
Подготовка квалифицированного специалиста, готового к профессиональному росту, освоившего свою специальность, конкурентоспособного, компетентного на современном рынке труда.
Миссия колледжа отражает место и роль нашего учреждения в образовательном и социальное-экономическом контексте региона, потому что специалисты с высоким уровнем теоритических и практических навыков, обладающих личными высокими качествами в современных рыночных условиях являются конкурентоспособными и постоянно повышают свой профессиональный уровень
Видение:
Актюбинский колледж Нефти и Газа – образовательное учреждение с актуальной образовательной системой, открытой информационной средой, функционирующих в интересах обучающихся, педагогов, работодателей и других заинтересованных сторон, профессиональные специалисты, востребованные на рынке труда со знаниями и навыками работы с новыми технологиями.
Стратегические цели развития Актюбинского колледжа Нефти и Газа:
— развитие человеческого капитала при обеспечении потребности качественного образования для устойчивого экономического развития, повышение конкурентоспособности профессионального образования;
— повышение авторитета педагогических кадров;
— достижение уровня образования удовлетворяющих потребностям личности и целям развития рынка труда и индустриально-инновационного развития страны;
— использование новых технологий, идей и мнений согласно современного образования и профессиональной подготовке,
— обеспечение правовых гарантий, социальная и правовая защита качества жизни студентов.
Задачи:
— модернизация структуры колледжа при учете потребностей экономического индустриально-инновационного развития;
— повышение авторитета колледжа,
— введение дуальной системы обучения;
— обеспечение кадрами с высшим образованием и образованием после высшего учебного заведения соответствующим проектам индустриально-инновационного развития страны;
— воспитание патриотизма молодежи, реализация комплекса мер по формированию гражданской активности, социальной ответственности и раскрытия потенциала молодежи.
— выплата стипендии детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, обучающихся на основе государственного заказа и обеспечение трехразовым питанием, организация необходимой помощи. Полное обеспечение бесплатным одноразовым горячим питанием детей из малообеспеченых семей;
— проведение мероприятий, направленных на снижение правонарушений и преступлений среди студенческой молодежи, формирование и пропаганда здорового образа жизни студентов, защита прав несовершеннолетних, обеспечение профилактики преступлений и наркомании.
Целевые индикаторы:
- Обеспечение качества образовательной деятельности,
- Развитие инновационной системы образования;
- Участие в проекте «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех»;
- Использование современных механизмов контроля качества образовательной деятельности (организация учебно-производственной практики, рейтинг, государственная аттестация, институциональная и специализированная аккредитация).
- Достижение уровня удовлетворенности потребностей рынка труда потенциальных работодателей и современного общества в области развития программ по подготовке кадров по специальностям технического и профессионального образования.
Нормативным основанием для разработки плана стратегического развития колледжа является:
- «Закон об образовании» Республики Казахстан, от 27 июня 2007 года,
- Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы;
- Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования, утвержден Постановлением Правительства РК, № 1080 от 23.08.2012г..
- Классификатор должностей и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования,
- «Типовые правила деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы общего образования» утверждены Постановлением Правительства РК, № 499 от 17 мая 2013 года,
- Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития;
- Ежегодное Послание Главы государства.
Анализ текущего состояния и проблемы развития
История Актюбинского колледжа Нефти и Газа (далее – колледж) неразрывно связана с историей Актюбинской области, её культурой, образованием. Свой путь развития колледж тесно связывает с развитием промышленностью страны, региона. За период своего существования колледж подготовил и выпустил более 7 296 тысяч специалистов, занятых в разных отраслях промышленности региона.
Актюбинский колледж Нефти и Газа является историческим преемником среднего профессионального технического училища №7, лучшие традиции которого почитаются и поддерживаются в учебной, учебно-методической, научной и воспитательной деятельности. В 2000 году бывшее ПТУ №7 был переименован в ЧУ «Актюбинский колледж Нефти и Газа».
Актюбинский колледж Нефти и Газа располагает 8 корпусами: главный корпус — №1, учебный корпус — №2,3, учебный-производственный корпус -№4,5, спортивные комплексы (корпуса) -№ 6,7 и бассейн №8.
Учебно-воспитательный процесс колледжа осуществляется в учебном корпусе №1,3,4,6,7.
20 лет работы в образовательной сфере позволили создать стабильную структуру подготовки кадров для промышленных предприятий региона, основанную на современной учебно-материальной базе, высоком профессиональном и творческом потенциале педагогического коллектива.
Стратегическое управление колледжем осуществляется через коллегиальные органы: Педагогический совет, Методический совет и постоянно действующие комиссии.
В структуру колледжа входят 2 дневных отделения: «Технологии и спорта» и «Нефтегазового дела и информационных технологий»
Специальности отделения «Технология и спорт»
№ | Специальность | Квалификация | Количество учащихся |
1 | 0103000 «Физическая культура и спорт» | 0103033-тренер-преподаватель по спорту | 250 |
2 | 1201000 «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» | 1201123 – техник-механик | 95 |
3 | 0911000 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования» | 0911013- электромеханик | 63 |
4 | 0518000 «Учет и аудит» | 0518033 – экономист-бухгалтер | 16 |
Всего | 424 |
На отделении «Нефтегазового дела и информационных технологий» учащиеся обучаются по следующим специальностям:
Специальность | Колическтво учащихся |
0809000 «Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» Квалификация 0809223 — техник-технолог | 77 |
0819000 «Технология переработки нефти и газа» Квалификация 0819073 — техник-технолог | 146 |
1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение» Квалификация 1304043 – техник-программист | 36 |
0706000 «Открытая разработка месторождений полезных ископаемых» Квалификация 0706203 – техник-технолог | 9 |
Всего | 268 |
Ежегодно увеличивается количество государственных образовательных заказов по техническим специальностям за счет местного бюджета.
За годы деятельности колледжам подготовлено более 7 296 тысяч рабочих и специалистов.
Прием обучающихся в колледж осуществляется на основании «Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального образования».
Дуальное обучение позволяет получить профессиональное образование с возможным последующим трудоустройством на предприятиях области.
Перечень специальностей заочного отделения
- 0802000 — Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
- 0802043 — техник — механик 3 г. 10 мес. / 2 г. 10 мес.
- 0518000 — Учет и аудит
- 0518033 — экономист – бухгалтер 2 г. 10 мес. / 1 г. 10 мес.
- 0911000 — Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования
- 0911013 — электромеханик 3 г. 10 мес. / 2 г. 10 мес.
- 1014000 — Технология машиностроения
- 1014023 — техник — механик 3 г. 10 мес. / 2 г. 6 мес.
Качественный преподавательский состав (далее – ПС) колледжа ежегодно повышается. Ежегодно увеличивается количество преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин. Базовое образование преподавателей соответствует преподаваемым дисциплинам.
В целом анализ кадрового потенциала колледжа позволяет сделать вывод о том, что квалификация преподавательского состава дает возможность обеспечить высокий уровень качества подготовки специалистов среднего уровня.
В колледже присутствует деловая, творческая атмосфера. Морально-психологический климат в коллективе способствует творческой деятельности и деловому партнерству. Основная часть ПС колледжа осознает значимость и роль образования в воспитании подрастающего поколения и к своей работе относится добросовестно, прикладывая большие творческие и профессиональные усилия в подготовке кадров для различных сфер жизни суверенного Казахстана.
В колледже уделяется должное внимание созданию системы мотивации труда преподавателей и сотрудников и благоприятного морально-психологического климата. В целях стимулирования деятельности ПС, производятся выплаты единовременных вознаграждений к национальным и государственным праздникам, оказывается материальная помощь согласно условиям Коллективного договора.
ПС колледжа ведет целенаправленную работу по внедрению современных образовательных технологий. Большое внимание уделяется применению активных форм обучения, сближению теоретического обучения с практикой, созданию учебно-методических комплексов.
Материально-техническая база колледжа соответствует требованиям для подготовки специалистов с техническим и профессиональным и обеспечивает выполнение учебных планов и программ, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования. Предусмотрено продолжить обновление и расширение материально-технической базы на основе инновационных технологий путем оснащения современным оборудованием аудиторий.
Особое внимание уделяется внедрению в учебный процесс информационных технологий обучения, включая использование мультимедийных обучающих программ и информационных ресурсов, размещенных в Интернете, созданию электронных учебников.
В колледже обеспечен доступ к информационным базам через электронную почту и глобальную сеть INTERNET. В библиотеке имеются компьютеры, подключенные к глобальной сети.
Библиотека колледжа соответствует требованиям, предъявляемым к формированию библиотечных фондов Книжный фонд библиотеки составляет 44312 экземпляров.
Необходимо начать работу по интеграции в международное образовательное пространство и расширению связей с ведущими колледжами республики посредством обмена стажировки ПС и студентов.
В 2013 году колледж прошел государственную аттестацию на ведение образовательной деятельности.
Главной задачей воспитательной работы со студентами колледжа является создание условий для их активной жизнедеятельности, гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
В целях усиления влияния преподавательского корпуса на личностное и профессиональное становление будущих специалистов, обеспечение эффективной адаптации студентов к условиям обучения в колледже функционирует Методическое объединение руководителей групп, Комитет по делам молодежи (КДМ). Основными формами работы руководителей с группами являются: кураторские часы, экскурсии, индивидуальная работа со студентами. КДМ организовывает праздничные вечера, мероприятия, проводимые в рамках колледжа и города.
Гражданская ответственность и патриотизм молодежи – одно из важнейших условий экономического, социального и политического развития Казахстана. В целях привития патриотических чувств студентам в колледже проводятся различные мероприятия. Студенты активно принимают участие в ежегодных городских и республиканских конкурсах «КВН», являются членами молодежного крыла «Жас Отан».
В рамках колледжа были проведены такие мероприятия, как Посвящение в студенты, «Осенний бал», поздравительные концерты, посвященные Дню Учителя, Дню Первого президента, Дню Независимости Республики Казахстан, Международному женскому дню 8 Марта, Наурыз – «Армысың, әз Наурыз», Дню защитников Отечества. По случаю празднования Дня Победы была организована встреча с ветеранами ВОВ.
Процент участия студентов в деятельности молодежных организаций, в разработке и реализации социально значимых проектов высокий. Прослеживается активность студентов колледжа в организации и проведении различных мероприятий.
Обеспечена эффективность деятельности студенческого самоуправления путем поддержки Комитета по делам молодежи и студенческого самоуправления.
В целом, коллектив колледжа делает все, чтобы выполнить возложенную на него миссию – обеспечить качественное образование, соответствующее потребностям быстро развивающегося общества и страны.
Руководством колледжа проанализированы основные результаты предшествующих этапов развития и на основе этого определены внутренние и внешние факторы, определяющие общие стратегические цели и конкретные направления развития колледжа, а также задачи на долгосрочную перспективу.
Разработка стратегии развития колледжа неразрывно связана с развитием промышленности и нацелена на выполнение целей и задач государственной программы образования.
Приоритетами развития является качество организации всех процессов: повышение уровня подготовки специалистов, переподготовка и повышение кадров, квалифицированная подготовка специалистов среднего, развитие научно-исследовательской деятельности, эффективная организация труда членов коллектива, повышение остепененности ПС, укрепление материально-технической базы колледжа.
Руководящая политика колледжа направлена на четкую и своевременную оценку внутренних и внешних потребностей региона, что определяет стратегические цели развития колледжа:
- научно-исследовательские исследования потребностей «Рынка образования ЕврАзЭС», разработка и расширение приоритетных образовательных направлений (открытие новых специальностей) колледж, и запуск новых образовательных направлений: путем подготовки единых стандартов и Законодательства для организации дуального образования;
- прохождение колледжем институциональной и специализированной аккредитаций;
- участие в республиканских и международных рейтингах ранжирования;
- улучшение качества подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда и работодателей;
- развитие материально-технической базы, позволяющей реализовать миссию колледжа;
- повышение уровня студенческой науки и обеспечение ее конкурентоспособности путем проведения республиканских и международных конференций, организация семинаров.
Основными задачами реализации Стратегического плана развития на 2018-2022гг являются:
- создание системы обеспечения качества образовательных услуг в целях признания работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников колледжа;
- приведение содержания и структуры технического и профессионального образования колледжа в соответствие с запросами социальных партнеров;
- создание системы непрерывного образования;
- усиление работы по публикациям научных и аналитических статей в республиканских и зарубежных изданиях;
- усиление работы по повышению квалификации преподавателей колледжа по международным программам;
- вовлечение в разработку и реализацию программ обучения лучших специалистов-практиков и работодателей.
Принципы осуществления стратегии:
Колледж строит свою деятельность на основе демократических принципов, лидерства руководства, принятия управленческих решений на основе анализа достоверных данных о ее деятельности и вовлеченности всех сотрудников в процесс управления.
Для упрочения и расширения позиций колледжа требуется новаторски подходить к формированию управленческой политики. Главная цель управленческой политики состоит в формировании устойчивого высокопрофессионального преподавательского коллектива на основе сохранения, обновления и развития человеческих ресурсов, обеспечивающих решение стратегических задач развития колледжа.
Принципы, определяющие управленческую политику:
- системность – постоянное и согласованное осуществление мер по работе с персоналом, обеспечивающих стабильное и инновационное развитие;
- оперативность – быстрая реакция, адаптивность к изменениям во внешней и внутренней среде;
- комплексность – обеспечение слаженности действий, определение и содействие в решении их кадровых потребностей, формирование кадрового резерва;
- социальная ориентированность – обеспечение квалифицированной медицинской помощью и защитой социальных интересов и потребностей работников;
- единство – опора на культуру конструктивного и толерантного взаимодействия работников;
- прозрачность – своевременность и понятность осуществляемых мер кадровой политики, развитие системы «обратной связи» с преподавателями и сотрудниками;
- инновационность – разработка и внедрение новых механизмов управления человеческими ресурсами, использование передового опыта других учебных заведений.
Принципы реализуются:
– в разработке стратегических целей в соответствии с деятельностью колледжа на основе научных прогнозов, в разработке и использовании современных методов обучения и управляемости процессов;
– в создании благоприятной среды для эффективного функционирования и постоянного совершенствования системы управления качеством подготовки специалистов.
Основные направления и пути достижения поставленных целей. Главная цель – укрепить и развить к 2020 году ведущие позиции колледжа по подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена в достижении нового качества системной подготовки в интересах укрепления позиций отечественного образования на международном уровне.
Стратегическое видение состояния колледжа к 2022 году:
– переход на компетентностный подход в образовании.
– развитие новых образовательных программ с учетом потребностей работодателя;
– эффективное управление качеством образования и совершенствование механизмов управления учебным процессом, переподготовка и повышения квалификация кадров.
Колледж стремится к полноценной интеграции образования и науки, творческим инновациям во всех сферах образовательной, исследовательской и управленческой деятельности. Уникальным организационным и человеческим капиталом колледжа в рамках стратегического развития является качество образования, что внесет ощутимый вклад не только в репутацию, но и стабильность.
Стратегический план развития реализуется:
2018-2022 годы:
- Формирование кадрового потенциала, развитие новых образовательных программ и совершенствование приоритетных направлений деятельности, совершенствование организационной структуры управления; формирование и распространение передовых компетентностно — ориентированных стандартов образования, укрепление материально-технической базы, формирование партнерской и экспертной сети в промышленности .
- Выход на ведущие позиции по профильным образовательным, бизнес-направлениям; Подготовка кадров как профессионалов международного уровня с высокой степенью адаптации к конкурентной среде, с четкой ориентацией на интересы региона , страны.
Стратегические направления, цели, задачи и показатели деятельности
Наименование | Ед. изм. | Плановый период | ||||||
Стратегическое направление 1. Обеспечение качества образовательных услуг и конкурентоспособными специалистами реального и финансового секторов экономики | ||||||||
Цель 1.1 Усиление качества образования и совершенствование механизмов управления учебным процессом | ||||||||
Целевые индикаторы: | Ед. изм. | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |||
Доля образовательных программ, построенных в компетентностном формате с учетом требований работодателей | % | — | 8 | — | — | |||
Доля студентов, обучающихся за счет государственного заказа, а также выделенных грантов заинтересованными организациями | % | 100 | 100 | 100 | — | |||
Доля трудоустроенных выпускников колледжа по специальностям. | % | 86,0 | 87,0 | 97,0 | — | |||
Задача 1.1.1 | ||||||||
Всего образовательных программ, разработанных совместно с работодателями | Ед. | — | 8 | — | — | |||
Открытие новых специальностей, отражающих потребность в кадрах | Ед. | — | — | — | — | |||
Число ресурсных центров, (созданных на базе колледжа) | Ед. | — | – | – | — | |||
Разработка и расширение приоритетных образовательных направлений в рамках эксперимента Министерства образования и науки РК по внедрению дуальной системы обучения в образовательный процесс. | Ед. | — | 1 | 1 | 1 | |||
Рост числа дипломных проектов, подготовленных и защищенных непосредственно на производстве | %/ % | — | — | — | — | |||
Задача 1.1.2 | Усиление кадрового потенциала путем защит диссертаций, переподготовки и повышения квалификации, научных стажировок | |||||||
Защита магистерских, кандидатских диссертаций | Ед. | 1 | 1 | 1 — | ||||
Доля ПС, прошедших повышение квалификации ежегодно составит от общего числа штатных ПС не менее | % | 70 | 75 | 75 — | ||||
Доля ПС, прошедших повышение квалификации за рубежом (в известных мировых центрах образования и науки) от общего числа штатных ПС | % | — | — | — | ||||
Задача 1.1.3 | Развитие материально-технической базы колледжа | |||||||
Открытие новых лабораторий | Ед. | – | 1 | 1 | ||||
Создание мощной материально-технической базы, позволяющей реализовать миссию | Ед. | 1 | 1 | 1 | ||||
Задача 1.1.4 | Использование современных механизмов контроля качества образовательных услуг | |||||||
Прохождение государственной аттестации | Ед. | 2013 | 1 | 0 | ||||
Прохождение институциональной аккредитации | Ед. | — | — | 2020 | ||||
Прохождения специализированной аккредитации по специальностям колледжа | Ед. | 0 | 0 | |||||
Доля студентов, прошедших пороговый уровень ОУПП (оценки уровня профессиональной подготовленности) | % | — | — | — | ||||
Стратегическое направление 2. | Научное и научно-техническое обеспечение развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы региона и страны; участие в формировании национальной научной инновационной системы | |||||||
Целевые индикаторы: | ||||||||
Задача 2.1.1 | Создание современной научной инфраструктуры | |||||||
Создание инновационных структур (исследовательских лабораторий, бизнес-инкубаторов, научно-технологических центров и парков, малых инновационных предприятий) (по нарастанию) | Ед. | — | — | — | ||||
Задача 2.1.2 | Повышение квалификации кадров | |||||||
Доля штатных преподавателей, прошедших стажировки на ведущих предприятиях Казахстана, региона | % | — | — | — | ||||
Доля преподавателей, профессионально владеющих английским языком | % | 4,2 | 4,1 | 4,0 | ||||
Задача 2.1.3 | Повышение качества научных исследований | |||||||
Доля международных публикаций преподавателей | % | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||
Доля публикаций в научных журналах с высоким импакт-фактором (не ниже 0,25) | % | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||
Задача 2.1.4 Обеспечение информационными ресурсами | ||||||||
Пополнение библиотечного фонда новейшей научной литературой | Ед. | 41000 | 41500 | 42000 | ||||
Стратегическое направление 3. | Создание условий для формирования у специалиста качеств гражданина и патриота, творца исторического процесса и самоактуализирующейся личности как важнейших характеристик человеческого капитала | |||||||
Цель 3.1 | Воспитание самодостаточной и конкурентоспособной личности гражданина и патриота, владеющей как профессиональными, так и социальными компетенциями | |||||||
Целевые индикаторы: | ||||||||
Доля студентов, участвующих в деятельности молодежных организаций, организаций местного самоуправления и студенческого самоуправления | % | 30 | 30 | 30 | ||||
Доля студентов, участвующих в разработке и реализации социально значимых проектов и программ | % | 20,0 | 21,5 | 21,2 | ||||
Доля числа студентов, участвующих в благотворительных, патриотических, научно-технических, культурных, спортивных и иных акциях | % | 70,0 | 70,0 | 75,0 | ||||
Получение дополнительной социальной профессии | % | 0 | 0 | 0 | ||||
Задача 3.1.1 | Поддержка участия студентов во внутри – и – внеколледжных молодежных и иных организациях | |||||||
Создание новых внутриколледжных молодежных структур и организаций, в том числе Ресурсного молодежного центра (*) | Ед. | 1 | 1 | 1 | ||||
Задача 3.1.2 Подготовка студентов к активной социальной жизни и повышение их социальных компетенций | ||||||||
Организация школ лидерства, тренингов и мастер-классов по вопросам социального управления и молодежной политики | Ед. | 1 | 2 | 3 | ||||
Обеспечение воспитательного процесса новыми учебно-методическими материалами, учитывающими специфику экономики страны и состав студентов | Ед. | 3 | 3 | 3 | ||||
Задача 3.1.3 | Обеспечение качества мероприятий по снижению социальных рисков | |||||||
Рост уровня патриотизма студенческой молодежи | % | 10,0 | 10,0 | 10,0 | ||||
Охват студентов превентивными мероприятиями по снижению рисков и профилактике коррупционных преступлений, наркомании, религиозного экстремизма | % | 100 | 100 | 100 | ||||
Обеспечение материальной и социальной поддержки студентам из социально уязвимых слоев населения | % | 100 | 100 | 100 | ||||
Задача 3.1.4 | Повышение эффективности молодежных акций в системе реализации молодежной политики | |||||||
Мониторинг удовлетворенности студентов акциями | После каждой крупной акции с охватом студентов, обеспечивающих репрезентативность полученных данных | |||||||
Мониторинг уровня удовлетворенности студентов качеством реализации молодежной политики в колледже | Ед. | 3 | 3 | 3 | ||||
Цель 4.1 | Улучшение качества менеджмента | |||||||
Целевые индикаторы: | ||||||||
Внедрена система стратегического планирования и бюджетирования, ориентированного на результат | ||||||||
Внедрена корпоративная система управления и общественного контроля за деятельностью | ||||||||
Доля ПС, прошедших переподготовку, независимое тестирование и аттестацию | 80,0 | 80,0 | 80,0 | |||||
Задача 4.1.1 | Обеспечение выполнения стратегического плана развития | |||||||
Ежегодный мониторинг и оценка выполнения стратегического плана | Ед. | 1 | 1 | 1 | ||||
Доля ПС, прошедших независимое тестирование и аттестацию | % | 9 | 10 | 10 | ||||
Обеспечение высокого уровня востребованности и трудоустройства выпускников | % | 86,0 | 87,0 | 97,0 | ||||
Задача 4.1.2 | Обеспечение демократических принципов деятельности | |||||||
Создание эффективно функционирующего Попечительского Совета | Ед. | 1 |
4. Соответствие стратегических направлений и целей развития колледжа стратегическим целям государства
Стратегические направления и цели государственного органа | Стратегические цели государства и региона, на реализацию которых направлена деятельность колледжа | |
Стратегическое направление 1. | Обеспечение качества образовательных услуг и конкурентоспособными специалистами реального и финансового секторов экономики | |
Цель 1.1 Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики | «Увеличение доли высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов к 2018 году – 38%, к 2020 году – 46%» «Увеличение доли выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие, к 2018 году – 86%, 2020 году – 97%» «Увеличение доли выпускников колледжа, обучившихся по госзаказу, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза, к 2018 году – 75%, 2022 году – 80%» «Увеличение доли молодежи, принимающей активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи, к 2018 году – 31%, 2022 году – 55%» | Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы принята Указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7 декабря 2010 года |
«Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров» | СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров | |
«Подготовка квалифицированных кадров должна будет увязана с планами по индустриализации страны, соответствующей требованиям современного рынка труда. | ||
«Повышение качества образовательных услуг будет сопровождаться … прохождением независимой институциональной аккредитации» | ||
«Выпускники колледжа должны быть востребованы работодателями». | ||
«Постоянно работать над повышением уровня компьютерной грамотности обучающихся» | ||
«1) заключения Соглашения на осуществление баз производственных практик между предприятиями (учреждениями); 3) организации повышения квалификации, переподготовки, стажировки преподавательского состава и управленческого персонала на высокотехнологичных предприятиях». | ||
«Задача 1.1.1 Совершенствование образовательных программ, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для страны в целом» «Задача 1.1.2 Развитие материально-технической базы колледжа» «Задача 1.1.3 Использование современных механизмов контроля качества образовательных услуг» | Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2018-2022 годы. | |
Стратегическое направление 2. | Научное и научно-техническое обеспечение развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы региона и страны; участие в формировании национальной научной инновационной системы | |
Цель 2.1 Достижение на базе фундаментальных исследований конкурентоспособности и востребованности знаний и технологий для устойчивого инновационного развития региона и страны | Основой подготовки кадров должны стать результативная и эффективно функционирующая инновационная система обучения. | Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» |
«Разработать план перспективного инновационного развития колледжа до 2020 года с учетом приоритетов становления государства». | ||
«Человеческий капитал – основной двигатель инноваций и повышения эффективности экономики». «Развитие секторов «экономики будущего» … информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика». «Построение национальной инновационной системы на следующих принципах: 1) применение эффективных зарубежных технологий, адаптированных к национальным потребностям». | Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 | |
«Развитие инноваций и науки, ориентированных на внедрение результатов. К 2020 году – Сформировать кадровый потенциал колледжа, развить новые образовательные программы всех уровней и совершенствование приоритетных направлений деятельности, совершенствование организационной структуры управления; формирование и распространение передовых компетентностно-ориентированных моделей на всех уровнях, укрепление материально-технической базы колледжа, формирование партнерской и экспертной сети К 2021 году – Развитие траектории международного уровня подготовки кадров; аккредитованные программы подготовки специалистов (всех специальностей); – Выход на ведущие позиции по профильным образовательным направлениям; – Подготовка кадров как профессионалов международного уровня с высокой степенью адаптации к конкурентной среде, с четкой ориентацией на интересы страны. | Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы. | |
«Задача 2.1.1 Повышение квалификации кадров» «Задача 2.1.2 Обеспечение информационными ресурсами» | Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2018-2022годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2010 года №39 | |
Стратегическое направление 3. | Создание условий для формирования у специалиста качеств гражданина и патриота, творца исторического процесса и самоактуализирующейся личности как важнейших характеристик человеческого капитала | |
Цель 3.1 Воспитание самодостаточной и конкурентоспособной личности гражданина и патриота, владеющей как профессиональными, так и социальными компетенциями | «Стратегический план 2020 – казахстанский путь к лидерству. Укреплять межнациональное согласие…». | Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» |
«Государственная молодежная политика будет направлена на формирование конкурентоспособной молодежи, которая примет активное участие в общественно-политических и социально-экономических преобразованиях. Разработать эффективную модель взаимодействия с молодым поколением, направленная на повышение патриотического самосознания, гражданской ответственности, формирование активной общественной позиции и здорового образа жизни, развитие предпринимательского и инновационного потенциала, выявление и поддержку молодых талантов». | Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 | |
«Задача 3.2.1 Обеспечение поддержки молодежи. Задача 3.2.2 Выявление уровня удовлетворенности потребностей молодежи в социально-экономической сфере. Задача 3.2.3 Патриотическое воспитание студентов. Задача 3.2.4 Повышение эффективности управления реализацией молодежной политики». | Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2018-2022 годы. | |
Стратегическое направление 4. | Модернизация и повышение эффективности управления и финансирования колледжа | |
Цель 4.1 Улучшение качества менеджмента | «Повышение качества образовательных услуг будет сопровождаться … внедрением элементов корпоративного управления, включая вовлечение в этот процесс граждан, совершенствованием механизмов контроля качества образования». | Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 |
«Задача 4.1.1 Обеспечение выполнения стратегического плана развития» «Задача 4.1.2 Обеспечение демократических принципов деятельности» | Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2018-2022 годы. |
5. Возможные риски
В ходе своей деятельности по реализации Стратегического плана развития колледж может столкнуться с рядом рисков, которые могут препятствовать достижению целей
Наименование риска | Возможные последствия в случае непринятия и (или) своевременных мер реагирования | Механизмы и меры управления |
Внешние | ||
1. Недостижение запланированных показателей преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса. | Нехватка финансовых средств для реализации Стратегического плана развития до 2020 года. | Концентрация ресурсов на направлениях достижения главных целевых индикаторов и показателей. Экономия финансовых средств и материальных ресурсов; поиск и введение в действие дополнительных источников финансирования, предусмотренных уставом колледжа (хозяйственные договора, использование лабораторий и производственной базы, других образовательных и центров на основе заключенных договоров, донорская поддержка). |
2. Отсутствие мотивации в Государственной программе развития образования на 2012-2020г.г. по развитию образовательных программ по экономическим специальностям | Снижение контингента желающих поступать на технические специальности | Постоянный мониторинг динамики рынка труда и своевременная корректировка образовательно-профессиональных программ. |
Внутренние | ||
3. Отток высококвалифицированных ПС, вызванный несоответствием повышения оплаты труда в системе ТиПО опережающему его росту в других отраслях. | Снижение профессиональных возможностей ПС и недостижение целей и задач Стратегии. | Рациональное использование предпринимательского статуса колледжа для поиска и введения в оборот дополнительного образования как источников финансирования. Дальнейшая дифференциация оплаты труда. |
4. Неготовность и незаинтересованность представителей бизнеса – участников разработки новых образовательных программ и их инвестирования в гармонизации конкретных профессиональных компетенций с фундаментализацией образования будущих специалистов. | Снижение уровня (качества) фундаментальной подготовки студентов – главного конкурентного и имиджевого преимущества. | Системная работа по обоснованию преимущества фундаментального образования. |
7. Необоснованное завышение возможностей IT-технологий в учебной и профессиональной деятельности современного специалиста. | Непонимание возрастания роли человеческого фактора в развитии современного общества. | Системная работа со студентами по освоению ими реального механизма трансформации знаний в информацию и наоборот. |
Использованная литература
- Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года);
- Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2050;
- Послание Главы государства народу Казахстана от 29 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана»;
- Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922);
- Стратегический план Министерства образования и науки РК на 2017-2021 годы;
- Закон Республики Казахстан «Об образовании»;
- Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»;
- Указ Президента Республики Казахстан от 07 декабря 2010 года №1118 «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы»;
- Указ Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года №735 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года»;
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №958 «О Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы»;